СОЗДАНИЕ ИКОНЫ
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Мы гарантируем, что иконы, написанные в нашей мастерской, долговечны, красочный слой надежно защищен от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Это обусловлено соблюдением классической технологии создания икон и использованием только высококачественных материалов.
НА ПРИМЕРЕ ВЕНЧАЛЬНОЙ ПАРЫ МЫ ПРОИЛЛЮСТРИРУЕМ, КАК СОЗДАЮТСЯ ИКОНЫ В НАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ. |
1-ый этап: Изготовление иконной доски.
Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски - липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.
![]() |
Иконные доски из липы |
2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.
Левкас, в состав которого входят мел и клей, накладывается на марлевую ткань - паволоку, предворительно накленную на иконную доску. Мастер, работающий с левкасом знает и соблюдает технологию этого процесса. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих его частей. Покрытую левкасом доску просушивают и тщательно вышкуривают. Наша иконописная мастерская сотрудничает с высококвалифицированными мастерами-левкасчиками, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, а также нанесения красочного слоя при написании иконы.
![]() |
Иконная доска, покрытая левкасом |
3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске и золочение иконы.
На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. О том, как происходит подбор образа в нашей мастерской рассказано в разделе Создание образа. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы - нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.
![]() |
На иконах выполнен рисунок, позолочены нимбы
Если Вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.
4-ый этап: Написание иконы.
Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. При написании иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски, для разведения которых применяется яичная эмульсия(желток с добавлением воды и уксуса, или вина). Мы используем технику, в которой работали мастера 14-16вв. Сначала основными цветами прокрываются элементы одежды, лика, рук, пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь - это основа для моделирования формы.
На иконах выполнена роскрышь
По роскрыши иконописец делает прорись или опись - нанесение всех контуров рисунка складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши, но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными.
По готовой роскрыши на иконах выполнена опись
После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.
Прописка одежды на иконах
Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при при помощи многослойных лессировок - очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.
В конце работы над образом необходимо сделать притинения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки - светлые штрихи, которые придадют еще больший эффект свечения.
Выполнена прописка ликов
5-ый этап: Нанесение ассиста.
Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото.
На иконы нанесен ассист
6-й этап: Надписи на иконе.
После завершения работы над образами, на иконе необходимо сделать надписи.
На иконах выполнены надписи
7-й этап: Создание защитного слоя.
Завершающий этап в работе над иконой - это покрытие иконы защитным слоем - олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.
Иконы покрыты олифой и защитным лаком
Для лучшей сохранности иконы можно поместить ее в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.