Тел.  +7(916) 124-68-12

                         

                                                               

 

Главная » Создание православной иконы

Создание православной иконы

Создание иконы - сложный, трудоемкий процесс.

1-ый этап: Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски - липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

Доски без левкаса
                                       Иконные доски из липы

 

2-ой этап: Нанесение специального грунта - левкаса на иконную доску. Левкас, в состав которого входят мел и клей, накладывается на марлевую ткань - паволоку, при этом мастер, работающий с левкасом, должен строго соблюдать технологию. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих его частей. Покрытую левкасом доску необходимо тщательно вышкурить.Наша иконописная мастерская сотрудничает с высококвалифицированными мастерами-левкасчиками, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, а также нанесения красочного слоя при навписании иконы.

                                                                            Доска с левкасом
                                                                            Иконная доска, покрытая левкасом

 

3-ий этап: На гладкую поверхность залевкашенной доски, иконописец наносит рисунок в соответствии с выбранным заказчиом образом. О том, как происходит подбор образа в нашей мастерской рассказано в разделе Создание образа. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы - нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент, листовым сусальным золотом 960 пробы фирмы "Раритетъ". Золочение иконы требует навыков и умения.

Золочение нимбов Рисунок икон
На иконах намечен предварительный рисунок и выполнено золочение нимбов на полимент На иконах выполнен рисунок, оформлены нимбы, лишнее золото закрашено

 

Если на иконе предполагается гравировка, то прежде, чем позолотить икону, мастер-гравер наносит по левкасу гравировку выбранного заказчиком узора. Только после этого можно золотить икону.

4-ый этап: Написание иконы. Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. При написании иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски, для разведения которых применяется яичная эмульсия(желток с добавлением воды и уксуса, или вина). Мы   используем технику, в которой работали мастера 14-16в.в. Сначала основными цветами прокрываются элементы одежды, лика, рук, пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь - это только основа для моделирования формы.

Роскрышь икон 

На иконах выполнена роскрышь

По роскрыши иконописец делает прорись или опись - нанесение всех контуров рисунка  складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши, но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными. 

Опись на иконах 

По готовой роскрыши на иконах выполнена опись

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в  композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

Прописка одежды 

Прописка одежды на иконах

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при при помощи многослойных лессировок - очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

В конце работы над образом необходимо сделать притинения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема, а также выполнить оживки - светлые штрихи, которые придадут еще больший эффект свечения.

Прописка ликов на иконах 

Выполнена прописка ликов

5-ый этап: Следующий этап в работе над иконой - нанесение ассиста. Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, после высыхания которого на него наносится листовое сусальное золото.

Нанесение ассиста

На иконы нанесен ассист

6-й этап: Когда икона написана, на ней необходимо сделать надписи.

Итог

На иконах выполнены надписи

7-й этап: Завершающий этап в работе над иконой - это покрытие иконы защитным слоем - олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом, благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Иконы покрытые олифой и защитным лаком

Иконы покрыты олифой и защитным лаком

Для сохранности иконы можно поместить ее в киот. В киоте икону будет легко поместить на стене, а стекло протирать.

Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. Священник читает специальные молитвы на освящение и кропит икону святой водой.

О том, насколько глубоко и серьезно относятся наши мастера-иконописцы к работе над иконой можно прочитать в разделе О Нашей Мастерской.