Тел.  +7(916) 124-68-12

                         

                                                               

 

Главная » Создание православной иконы

Создание православной иконы

 Создание иконы - сложный, трудоемкий процесс.

О том, насколько глубоко и серьезно относятся наши мастера-иконописцы к работе над иконой можно прочитать в разделе О Нашей Мастерской.

1-ый этап: Прежде, чем иконописец приступит к написанию иконы, столяр изготавливает доску. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски - липа. Доска должна быть хорошо просушена, а с обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

2-ой этап: Нанесение специального грунта - левкаса на доску. Левкас накладывается на марлевую ткань - паволоку, при этом мастер, работающий с левкасом, должен строго соблюдать технологию. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих частей раствора левкаса. Когда доска покрыта левкасом, ее необходимо тчательно вышкурить. Очень важно, чтобы иконописная мастерская сотрудничала с высококвалифицированными мастерами по изготовлению иконных досок, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, и качество нанесения красочного слоя при навписании иконы.

3-ий этап: На гладкую поверхность залевкашенной доски, иконописец наносит рисунок в соответствии с выбранным образом. О том, как происходит подбор образа в нашей мастерской рассказано в разделе Создание образа. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы - нимб, фон, или нимб и поля иконы. Мы выполняем золочение на специально приготовленный полимент, листовым сусальным золотом 960 пробы фирмы "Раритетъ". Золочение иконы требует навыков и умения от мастера-позолотчика.

Если на иконе предполагается гравировка, то прежде, чем позолотить икону, мастер - гравер наносит по левкасу гравировку выбранного узора, специальным резцом. Только после этого можно золотить икону.

4-ый этап: Написание иконы. Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. Для написания иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски фирмы "Мастер-класс", для разведения которых применяется яичная эмульсия(желток с добавлением воды и уксуса, или вина). При написании иконы мы используем технику, в которой работали мастера 14-16в.в. Иконописец приготавливает в баночках основные цвета, которые присутствуют в иконе . Этими цветами прокрываются основные элементы одежды, лика, рук, элементов пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь - это только основа для моделирования формы.

По роскрыши иконописец делает прорись или опись - нанесение всех контуров рисунка  складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши, но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными. 

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в  композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому. Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. Слои высветлений - тонкие лессировки, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество слоев может достигать 50. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от образца, с которого пишет художник, от стиля данной иконы и от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, отработанные годами, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. В иконописи есть много приемов наложения высветлений для моделирования формы.

В конце работы необходимо сделать притинения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. 

5-ый этап: Следующий этап в работе над иконой - нанесение ассиста. Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях. Когда вещество подсохнет, на него наносится листовое сусальное золото. Для нанесения сусального золота использую кусочек черного хлеба, смятого в липкий мягкий комочек. Золото прилипает только к рисунку, нанесенному клейким веществом, а лишнее золото легко удаляется комочком черного хлеба.

6-й этап: Когда икона написана, необходимо сделать надписи. По древней традиции, после того, как на иконе появлялась надпись, икона считалась освящённой. В настоящее время, чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. Священник читает специальные молитвы на освящение и кропиит икону святой водой.

7-й этап: Завершающий этап в работе над иконой - это покрытие иконы защитным слоем - олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Если икона предназначается для храма, то лучше поместить ее в киот. В киоте икону будет легко повесить в храме, а стекло протирать.